Воспитательная работа во ВСГИК

Редько Татьяна Леонидовна
Редько Татьяна Леонидовна

проректор по учебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО ВСГИК, кандидат экономических наук, доцент.

Воспитательная работа в институте определяется государственными документами - ФЗ «Об образовании», «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», Указ о национальных целях развития России до 2030 года, Постановление Правительства РФ от 30 марта 2020 г. N 369 «О внесении изменений в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Основы государственной культурной политики», «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, а также комплексная программа ВСГИК «Проектирование социокультурной среды для инновационного развития вуза культуры», план мероприятий по воспитательной работе ВСГИК и осуществляется с опорой на традиционные ценности, такие как духовность, государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности нового времени: инициативность, креативность, предприимчивость и многие другие.

Координацию воспитательной деятельности между всеми уровнями в институте осуществляет проректор по учебной и воспитательной работе - Редько Татьяна Леонидовна, доцент, к.э.н. 

Содержание процесса воспитания в институте нацелено на создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития студенческой молодежи, формирование профессиональных и общекультурных компетенций, таких базовых социально-личностных качеств выпускников вуза, как духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, способность к творческому самовыражению, приверженность к здоровому образу жизни и культурным ценностям. 

Основные задачи воспитательной работы :

  • создание комфортных социально-психологических условий и социокультурной воспитывающей среды, способствующей формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся;
  • оказание студентам помощи в самовоспитании, самореализации, освоении широкого социального и профессионального опыта;
  • создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
  • формирование корпоративной культуры вуза, определяющей систему ценностных ориентаций студентов, сотрудников и преподавателей института; укрепление и развитие лучших вузовских традиций;
  • формирование патриотического сознания и активной гражданской позиции студенческой молодежи института;
  • повышение общего культурного уровня и эстетического вкуса студенчества, культуры поведения, речи и общения;
  • совершенствование всей системы работы по адаптации студентов-первокурсников к вузовской жизни;
  • создание условий для непрерывного развития творческих способностей студентов и организации их позитивного досуга, приобщения к основам отечественной культуры, художественной самодеятельности, вовлечение обучающихся в творческие коллективы института;
  • развитие студенческих клубов и объединений, направленных на профессиональное и личностное развитие обучающихся;
  • формирование у выпускников вуза мотивации и навыков здорового образа жизни, вовлечение студентов в спортивные кружки и секции;
  • проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению наркомании, табакокурения, потребления алкоголя, любых проявлений национализма и экстремизма в студенческой среде;
  • развитие и совершенствование деятельности органов студенческого самоуправления института, волонтерского, правоохранительного, экологического и стройотрядовского движения;
  • привлечение к организации вне учебной, социально-значимой деятельности широкого круга студентов вуза, обучение студенческого актива основам управленческой деятельности, формирование лидерских качеств выпускников вуза;
  • создание в вузе условий для развития студенческих инициатив и реализации различных студенческих проектов;
  • постоянный поиск эффективных форм воспитательной и культурно-досуговой деятельности, совершенствования работы кураторов студенческих академических групп;
  • обеспечение социальной защиты и психологической поддержки студентов вуза;
  • совершенствование воспитательной и социальной деятельности в студенческом городке института;
  • организация межвузовского и межведомственного взаимодействия в сфере воспитательной и социокультурной деятельности.

Воспитательный процесс строится на нескольких уровнях и имеет следующую структуру:

  1. Институтский уровень – проректор по учебной и воспитательной работе, институт кураторства ВСГИК;
  2. Уровень факультета – деканат, старшие кураторы;
  3. Кафедральный уровень – заведующий кафедрой, кураторы направлений подготовки.

Основные функции управления воспитательным процессом в рамках института принадлежат Институту кураторов ВСГИК. Председателем Института кураторов является Фалилеева О.Ю., к.т.н., доцент.

Фалилеева О. Ю.
Оксана Юрьевна Фалилеева

Председатель Института кураторства ВСГИК к.т.н., доцент   

Институт кураторства

Целями деятельности института кураторства являются:

  • придание системного характера воспитательному процессу в вузе;
  • обеспечение координации воспитательной работы между ректоратом, факультетами, и кафедрами;
  • обеспечение условий формирования общекультурных, коммуникативных, лидерских и проектировочных компетенций, корпоративной культуры выпускника, средствами инфокоммуникационных, воспитательно-образовательных технологий.

Воспитательная система ФГБОУ ВО ВСГИК включает в себя деятельность  института кураторства,  представляющую собой совокупность различных видов деятельности, форм методов и средств организации позволяющих реализовать разностороннее воспитание обучающихся.  Данная работа строится в соответствии с  основной целью высшей школы  в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», где   отмечается, что  «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии углубление и расширение образования, научно-педагогической квалификации» (ст.69. гл.8).  

Вопросы реализации профессионально – воспитательных ценностей во внеучебной деятельности качественно меняют и расширяют профессиональные функции преподавателя вуза. Модернизация образования, проходящая в стране, требует существенно повысить эффективность и качество  воспитательной работы с обучающимися как приоритета высшего образования. В этих условиях очевидной становиться роль воспитания как обусловленного объективно-субъективного процесса совершенствования человека и общества в целом.  

Современное студенчество является особой социальной категорией, объединенной общей деятельностью, связями и отношениями, мотивами, интересами и потребностями, соответственно от института кураторства требуется качественно новое осмысление вопросов воспитания обучающихся, создание условий для успешного развития, саморазвития и эффективной самореализации студенческой молодежи. В связи с этим система воспитания во ВСГИК рассматривается  как качественный показатель образовательной деятельности направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе  духовно-нравственных и социокультурных   ценностей, норм поведения в интересах семьи, общества и государства.  Соответственно деятельность института кураторства  можно рассматривать  как индивидуальное  педагогическое влияние на личность студента, направленное на оказание помощи в решении его личностных проблем, связанных с учебой, деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением.   Для успешной деятельности институт кураторства ориентируется на целевые и концептуальные позиции вуза.

В области качества воспитательной деятельности необходимо решить следующие задачи:

  • организовать творческо-развивающее, информационно-коммуникативное воспитательное пространство позитивной самореализации студентов, стимулирующее освоение конкретных техник и методик внеучебной продуктивной деятельности;
  • способствовать активной деятельности студенческого самоуправления, развитию студенческой инициативы и мобильности, обеспечивающей формирование социально активной личности выпускника повышать качество воспитательной деятельности посредством интеграции теории и практики,  
  • применение инновационных воспитательно-образовательных, инфокоммуникационных технологий, повышения педагогического мастерства кураторов института;
  • развитие  учебно-методического и материально-технического обеспечения воспитательного процесса в вузе.

Институт кураторства предполагает на первых курсах адапта¬цию студента в вузе, затем помощь в творческом, научном и  общественном самоопределении и развитии профессио¬нальных коммуникативных компетенций, лидерских и организаторских качеств, равно¬правное партнерство и активную само актуализацию личности в стенах вуза. Кураторство – одна из профессиональных функций преподавателя вуза, связанная с его личностно-профессиональной позицией, что требует серьезного  акцента на мировоззренческую и технологическую деятельности, от которых зависит развитие у обучающихся  социально  – значимых качеств.

Структура института кураторства ФГБОУ ВО ВСГИК

  • Председатель института кураторов  – Фалилеева Оксана Юрьевна
  • Гуманитарно-информационный факультет - Фокичева Ирина Александровна,  старший куратор
  • Факультет музыкального и хореографического искусства - Рубанова Ольга Анатольевна,  старший куратор
  • Факультет искусств - Гудзь Ирина Васильевна,  старший куратор
  • Факультет социально-культурной деятельности, наследия и туризма - Сергеева Елена Борисовна,  старший куратор

Институт кураторства