Преподаватели кафедры библиотечно-информационных ресурсов приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «МОРГЕНШТЕРНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2020»
30 октября 2020
На базе Челябинского государственного института культуры и Челябинской областной универсальной научной библиотеки состоялась Всероссийская научно-практическая конференция по актуальным проблемам библиотечно-информационной деятельности «МОРГЕНШТЕРНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2020. Информационно-библиографическая деятельность библиотек: тенденции, современные проекты и инициативы». В её работе приняли участие Е.А. Кучмурукова, декан гуманитарно-информационного факультета, Г.А. Шаньгинова, зав. кафедрой библиотечно-информационных ресурсов
27-28 октября 2020 года в г. Челябинск состоялись традиционные «Моргенштерновские чтения-2020», участие в которых приняли педагоги отраслевых вузов и ссузов, сотрудники библиотек разных типов. 27 октября на пленарном заседании конференции в очном режиме с приветственным видеообращением выступил Президент Российской библиотечной ассоциации М.Д. Афанасьев. Всех присутствующих приветствовали директор Челябинской областной универсальной научной библиотеки Н.И. Диская и ректор Челябинского государственного института культуры, д.и.н., профессор В.Я. Рушанин.
Второй день работы конференции продолжился в дистанционном формате. Педагоги кафедры библиотечно-информационных ресурсов ВСГИК приняли участие в работе секций «Информационно-библиографическая деятельность библиотек: тенденции, современные проекты и инициативы», «Библиотечное образование в контексте социальных трансформаций», дискуссионной площадке «Практикоориентированность высшего библиотечного образования».
Работа секции № 1 была посвящена тенденциям, современным проектам и инициативам информационно-библиографической деятельности библиотек. Большинство участников представлены практиками - специалистами из Екатеринбурга, Белгорода, Перми, Кузбасса, Челябинска, Тюмени, которые обсуждали вопросы по организации виртуального библиотечного обслуживания, использованию электронных ресурсов, разнообразные формы информационно-библиографического обслуживания, в том числе электронного. Теоретики библиотечного дела рассмотрели аспекты формирования информационной культуры пользователей молодого возраста.
В докладе Г.А. Шаньгиновой были озвучены результаты опроса юношества, проживающего на селе. Дана характеристика пользователей юношеского возраста с точки зрения наличия или отсутствия различных информационных умений и навыков. Раскрыты запросы пользователей; приоритеты в использовании традиционной и электронной информации; проблемы, возникающие в процессе самостоятельного поиска необходимой информации. В результате проведённого исследования сделан вывод о наличии у половины опрошенных низкой информационной культуры.
Для участия в секции «Библиотечное образование в контексте социальных трансформаций» были приглашены специалисты из гг. Санкт-Петербург, Минск, Челябинск, Тюмень, Луганск, Улан-Удэ. В ряду обсуждаемых вопросов интерес представляли выступление д.п.н., профессора СПбГИК В.В. Брежневой, посвященное профильной подготовке бакалавров БИД, д.п.н., профессора СПбГИК И.С. Пилко, о ходе реализации федерального проекта «Творческие люди», педагогов из отраслевых вузов и ссузов Республики Беларусь и региональных вузов России, поделившихся опытом работы по подготовке библиотечных специалистов.
Восточно-Сибирский государственный институт культуры представляла к.и.н., доцент Е.А. Кучмурукова, охарактеризовавшая в своем докладе систему подготовки кадров для библиотечно-информационной сферы региона, и основные проблемы, с которым сталкивается кафедра БИР. Особый интерес у участников конференции вызвала профориентационная работы кафедры, в частности опыт проведения олимпиады по информационной культуре личности, с 2019 года вошедшей в число республиканских олимпиад по предметам этнокультурного компонента.
На дискуссионной площадке «Практикоориентированность высшего библиотечного образования» был сделан вывод о необходимости консолидации усилий педагогов из высших учебных заведений, ссузов и сотрудников библиотек в области подготовки кадров, организации в социальных сетях групп для обсуждения наиболее актуальных вопросов.