Весь сайт
Chinese
English
Mongolian
Сохраняя традиции, создаём будущее!
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
Для слабовидящих

#ZaМир

Рецензии на поэтический спектакль. "Маяковский. О времени и о себе"

Рецензии на поэтический спектакль.
"Маяковский. О времени и о себе"



Маяковский:  «Светить! Вот лозунг мой и солнца!»


Это время - трудновато для пера,

но скажите вы, калеки и калекши,
где, когда, какой великий выбирал
путь, чтобы протоптанней и легше?

Так написал когда-то талантливейший поэт советской эпохи Владимир Маяковский. Жизненный и творческий путь поэта не был простым, так же как и не прост путь к пониманию его творчества. Большинство знает Маяковского как «поэта революции», поэтического борца, ярого индивидуалиста.…А каким он был на самом деле? О чем страдал и мечтал?

На эти вопросы постарались ответить студенты 4 курса Института режиссуры, актерского и изобразительного искусства ВСГАКИ. 11 декабря на сцене КТЦ «Феникс» режиссером Риммой Лапиной был поставлен поэтический спектакль «Маяковский о времени и о себе».

Читать и понимать Маяковского очень сложно, еще сложнее - «поставить» на сцене поэтический материал, подлинный материал жизни. Особенно, если нужно уложиться в 40-50 минут. Композиционно материал был разделен на два отделения.  «Пролетарского» Маяковского показали стихи первого отделения спектакля: в них поэт - революционер, где-то нахал, причем его наглость граничит с одиноким бунтарством, что, порой сложно понять, что же превалирует. Во втором отделение Маяковский  – лирик, обыкновенный человек  с тонкой душевной организацией. Человек, который хотел любить, умел любить, «любовь это сердце всего» – писал он. Прозвучали его лирические «Флейта – позвоночник», «Про это», «Юбилейное», « А вы могли бы?» и многие другие.

Хочется отметить интересные актерские воплощения, профессиональную сценическую речь, декорации и костюмы «в духе» пролетариата: советские плакаты, одежда, выдержанная в красно-черных тонах, вкупе все это передавало весь антураж того времени.

За небольшой промежуток времени удалось почувствовать рядом великого поэта, единственное, что мешало восприятию поэта «в целом» - «разорванность» на два отделения его настроений, переживаний и страданий. В жизни ведь так не бывает, что сегодня я – борец, завтра – лирик. Сегодня – беспокоюсь за жизнь страны, завтра – за свое личное. Внутри все развивается и болит параллельно или не болит вообще. Может, стоило соединить лирическое и сатирическое начало поэзии поэта в одно.

Здорово, что сегодня творчество Маяковского, да и вообще классические поэтические произведения вызывают интерес. Значит, великий поэт был прав, когда писал: «Убьете, похороните – выроюсь!». Он жив в своих стихотворениях и ими вчера, сегодня и завтра.

Дарья Федотова V курс ВСГАКИ


Показать Маяковского «изнутри»

Поэтический спектакль «Маяковский о времени и о себе» был посвящен творчеству этого великого «поэта революции».  Со сцены звучали стихотворения Маяковского из разных циклов самых разнообразных тем: политических, революционных, общественных, любовных…

Стиль Маяковского, несколько грубый и резкий, передавался  своеобразными декорациями, напряженной музыкой, игрой света и, конечно же, исполнением ребят, их особенностью чтения стихов, манерой движения на сцене. Все это создавало напряженную атмосферу, переполненную эмоциями, накаленную страстями, которая ощущается при чтении стихов Маяковского. Ребятам удалось передать внутреннее состояние поэта, показать нам Маяковского «изнутри», отразив  душу человека, болеющего за судьбу своей родины,   страстно любящего  свой народ, человека-бунтаря, который с высокой трибуны громко  призывает всех бороться с жестокостью, несправедливостью, бесчестием  за счастье родной страны и родного народа.


Дарья Пинюгина IV курс ВСГАКИ


Он торопился жить и быстро перегорел…

Все мы знаем, кто такой Владимир Владимирович Маяковский- писатель-энтузиаст, рупор революции, радетель за простой трудовой народ, яростный клеймитель и борец против монархистов, буржуев и контрреволюционеров… Согласно учебнику. Однако, каким был Маяковский в обыденной жизни? Не абстрактный революционный образ, а ЧЕЛОВЕК, обычный человек, который, как и все другие люди, подвержен эмоциям, сомневается, ищет себя, задаваясь вопросами на извечные темы: «Что есть смысл?», 

«Какова цель моего существования?», «Что такое идеал?».

Ответ на этот вопрос пытаются найти создатели постановки «Маяковский». 

clip_image002_0002.jpg


Их цель - показать жизненный и творческий путь поэта, как два этих пути изменялись и воздействовали друг на друга, будучи неразрывно связанными. Как стремительно и трагично происходило развитие творца - от мирного кружка писателей-футуристов до активного содействия делу Великой трудовой социалистической революции… С дальнейшим разочарованием и тяжёлой депрессией, неожиданно закончившейся роковым выстрелом в грудь.
Спектакль «Маяковский» не рассказывает о событиях революции и участии поэта в ней, нет. В первую очередь, эта постановка показывает нам Вл. Вл. Маяковского как человека, как ЛИЧНОСТЬ с неоднозначной и драматичной судьбой.

clip_image004_0002.jpg


Постановка вышла просто потрясающей. Студентам удалось, насколько это возможно студентам, максимально воплотить образ Маяковского, а это было отнюдь не легко, если учитывать, что поэта на сцене играли шесть человек. Как же так, спросите вы? Как могут несколько актеров одновременно играть одного и того же человека? А вот в этом и вся соль постановки - актеры играли не одного конкретного человека, а его эмоциональные и душевные состояния, передавая в нескольких образах всю многогранность личности творца. Так, в начале представления выступают сразу «все Маяковские», которые с выражением и чувством декламируют всем известные стихи классика: «А вы могли бы?», «Ничего не понимают», «Уличное», «Адище города», выражая, тем самым, богатый и разнообразный мир поэта. В таком мире живут, сменяют друг друга и эволюционируют различные воззрения, мысли, идеалы, то есть, мозг поэта не закостенел в одном своем направлении, нет, он всегда открыт новому и неизведанному. Хотя само представление открывается не этим «коллективным» выступлением, а кадрами из документального фильма про Владимира Владимировича, а точнее - про его смерть, про тот роковой день 14 апреля, когда его обнаружили мертвым на полу номера гостиницы с простреленной грудью. Выдвигались разные версии, вплоть до заказного убийства, однако в большинстве своем улики указывали на добровольный уход из жизни. Почему он сделал это? В чем был его мотив? Ответ до сих пор точно не ясен. Ведь по официальной версии Маяковский свел счеты с жизнью из-за проблем в личной жизни. Его предсмертная записка весьма туманна и неясна, что дает повод задуматься о том, что мотивы Маяковского были куда более глубже и сложней. Возможно, глубокое жизненное разочарование и потеря ориентира… Путь жизненного становления и развития поэта, формирование его мировоззрения и философии пытается рассмотреть постановка, показать те процессы, что происходили в сознании и душе творца в течении его непродолжительной, но насыщенной жизни.

После вступления из документального фильма и «коллективного выступления», следовали дальнейшие действия, когда каждый студент в лице Маяковского, а точнее в его «ипостаси», выходили вперед и читали конкретное стихотворение, характерное для эмоционального и душевного уклада, состояния разума и мировосприятия поэта в определенный период его жизни. «Ранний Маяковский»-1912-1914 г., «Маяковский периода расцвета»-1915-1917г. и наконец «Активный деятель и сторонник революции»-с 1918-го года- до…, все эти периоды были разыграны на сцене. И конечно, особого внимания заслуживает последняя часть постановки, где в сопровождении живой музыки (фортепиано и скрипки) показываются последние годы жизни поэта- они пропитаны грустью и тоской и чувством некой безысходности. В этом финале звучат грустные и лиричные стихи Маяковского, которые никоим образом не связаны с революцией, с классовой борьбой, с ударным трудом и вступлением в коммунистические ряды. Прекрасно-печальные «Послушайте!» и «Флейта-позвоночник» как бы предваряют, нет, служат эпилогом всей жизни поэта, бурной и наполненной событиями- он торопился жить и быстро перегорел…


Тамир Бари-Хан , 4-й курс ВСГАКИ

…именно она, любовь,  поставила точку в его жизни

Погас свет, и на экране появилась надпись 14 апреля 1930г. Дата трагической гибели  Владимира Маяковского. До сих пор идут споры о том, как он погиб: было это убийство или самоубийство. Существует множество различных версий, но ясно одно: того как Маяковский – «железного поэта» больше не будет. Или это только маска, под которой скрывался обычный ранимый человек, такой же как любой из нас? Помочь каждому зрителю ответить на этот вопрос попытались студенты 4 курса режиссуры эстрады и театрализованных представлений совместно со студентами 4 курса института музыки 11 декабря в КТЦ «Феникс» на спектакле «о себе и о времени», посвященному Владимиру Маяковскому.

Все те,кто собрались в зале очень внимательно следили за происходящим  на экране: проведение экспертизы Маслова с рубашкой, возможной теорией убийства через форточку, теорией двойного выстрела и загадочных обстоятельствах смерти поэта. И вот действие переносится с экрана на сцену. Когда кулисы раздвигаются, зал видит  актеров, которые сейчас представят Маяковского. Того самого непонятого и неоткрытого современниками. В постановке очень много символичного. Двенадцать актеров, которые показали другого Маяковского, то есть, как двенадцать учеников Христа заложили новое основание. При этом  шесть были душой героя, а шесть различными внешними обстоятельствами, влиявшими на него: светским обществом, бюрократией, чиновниками, любовью, недосягаемой мечтой о счастье под аккомпанемент одиночества.

В постановке активно использовались  кубы, из которых составили первую букву «М» белого цвета со стихами молодого Маяковского, позжекрасный квадрат и  три  разных революционных изображения  вместе со стихами о революции, а послечерные кубы со стихами о любви. Потому что именно она, любовь,  поставила точку в его жизни.

За шестьдесят минут раскрыть все обстоятельства жизни «Железного поэта» нельзя было успеть.  

photo.jpg
Владимир  Маяковский хотел, чтобы его произведения услышали современники, он кричал об этом. Но остался так и не понятым и не принятым ими, но он был услышан и понят нами. И способствовали в этом сложном диалоге времен режиссер Рябкова Любовь Петровна, постановщик Лапина Римма Анатольевна. Роли души Владимира Маяковского исполнили Дмитрий Галкин, Никита Гануленко, Илья Лапин, Юрий Кириллов, Федор Степанов, Чингис Семушев. Внешние обстоятельства, повлиявшие на Владимира Маяковского, были представлены Светланой Адамовой, Екатериной Матафоновой, Анастасией Мусенко, Светланой Решетниковой, Викторей Малых, Юлией Гун Фин. Изначально постановка была направлена на школьников, ведь именно они попадают под стереотип «Маяковский – «железный поэт» и писал он только о революции». Актерам, постановщику и режиссеру удалось показать, как он сам обращался к современникам, так же обращаетсяи к нам, зрителям.

Юлия Соктоева, студентка 2-го  курса ВСГАКИ

/p