Психолого-педагогическая работа в институте ведется в рамках содействия профессионально-личностному развитию студентов через раскрытие их творческого и профессионального потенциала; осуществление психологического просвещения студентов и ППС, распространение и внедрение в практику образования и воспитания студентов достижений психологической науки; гармонизацию социально-психологического климата образовательного пространства института в целом; формирование у студентов стереотипа здорового образа жизни; содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности студентов на рынке труда; первичную профилактику аддиктивного поведения студентов.
Психологическое сопровождение образовательного процесса осуществляется в рамках деятельности Центра психологического сопровождения и арттерапии и предусматривает: поиск специфических путей оптимального развития потенциальных возможностей личности в сфере интересов, способностей, склонностей; формирование у студентов психологических знаний, умений, навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; оказание помощи в решении внутри- и межличностных конфликтов; купирование развития острых стрессовых реакций экзаменационного и других периодов, требующих большого психического напряжения, минимизацию негативных последствий психоэмоционального напряжения, нормализацию эмоционального фона деятельности, снятие эффектов умственного утомления; выработку и реализацию эффективных методов оказания психологической поддержки в развитии творческого потенциала личности студента и педагога; помощь студентам-инвалидам и студентам с ограниченными возможностями здоровья в социальной адаптации, в определении перспектив личностного роста и последующей успешной социализации; содействие в оказании психологической поддержки в процессе художественно-творческой деятельности студентов и педагогов творческих специальностей; содействие администрации и профессорско-преподавательскому составу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности студентов и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности студентов и других участников образовательного процесса; взаимодействие с профессорско-преподавательским составом в работе по воспитанию студентов, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности.
Работа со студентами-инвалидами, студентами с ограниченными возможностями здоровья и иностранными студентами предусматривает психологическую диагностику; психологическую помощь в форме арт-терапии, психокоррекции, консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме; содействие в формировании психологической готовности педагогов и сотрудников осуществлять эффективное взаимодействие со студентами; консультирование ППС, родителей по проблемам трудностей межличностного общения со студентами.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, в институте созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: работает Центр психологического сопровождения и арттерапии, медицинский пункт, так же созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения. Специализированный учет лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проводится на этапах их поступления, обучения в институте и трудоустройства.
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными показателями
№ п/п | Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в филиале |
1. | Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | В 2020-2021 учебном году в институте обучаются 29 студентов: 22 -очное обучение, 7-заочное. |
2. | Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов | Используются по запросу обучающихся. Удельный вес учебно-методической литературы в ЭБС, адаптированной для лиц с нарушениями зрения - 3,1% |
3. | Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяется звукоусиливающая аппаратура, мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы, видеоувеличитель, клавиатура (с крупными кнопками и пластиковой накладкой) и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет. Имеются электронные УМК и учебники на электронных носителях. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. |
4. | Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь | При необходимости (по заявлению обучающегося), для оказания технической помощи при использовании специализированных технических устройств предоставляются услуги технического ассистента (помощника), который помогает установить, настроить и эффективно использовать в учебном процессе оборудование для нужд инвалидов и лиц с ОВЗ. |
5. | Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий | В институте в рамках деятельности Центра психологического сопровождения и арт-терапии проводятся тренинги и практические занятия с лицами с ОВЗ и инвалидностью по следующим направлениям:
Организована психологическая помощь посредством консультаций лиц с ОВЗ и инвалидностью и их родителей; организации семинаров и бесед по предупреждению аддитивного поведения. |
6. | Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Учебный корпус оснащен пандусами и специальными поручнями. Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов. На первом этаже без перепада высот от уровня входа находится учебные аудитории. Обеспечена доступность путей движения. Установлены информационно-тактильные знаки, схемы движения по объекту, информационная строка. Учебные места аудиторий 1 этажа созданы с учетом подъезда и разворота кресла-коляски. Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями. |
7. | Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:
|
В институте ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия учащихся.
Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяется звукоусиливающая аппаратура, мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению имеется следующее оборудование:
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Для лиц с нарушениями слуха:
В соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» здание учебного корпуса института имеет несколько входов и выходов, доступных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Со стороны центрального входа оборудован пандус для инвалидов-колясочников. Уложена тактильная уличная плитка при подходе к центральному входу. Ступени и перепады центрального входа и поручни пандуса обозначены контрастной краской. На центральном входе установлена беспроводная кнопка вызова персонала (охранника). С южной стороны учебного корпуса оборудован металлический пандус, обеспечивающий доступ инвалидов-колясочников непосредственно в коридор 1 этажа. Ступени, подъезды и поручни пандуса обозначены контрастной краской. Установлена беспроводная кнопка вызова персонала. Уложена тактильная уличная плитка перед лестницей. При подъезде к пандусу организована парковка для автомобилей инвалидов, установлен дорожный знак «Парковка для инвалидов», знак инвалида и разметка парковочного пространства на асфальте контрастным цветом. На всех прозрачных дверных полотнах института предусмотрена контрастная маркировка.
В учебном корпусе выделены учебные кабинеты 125, 109, 152а, где для инвалидов и лиц с ОВЗ, организован беспрепятственный заезд в кабинеты – убраны пороги, внутри помещений организовано пространство для разворота и подъезда инвалидных колясок к индивидуальным учебным столам. В целях информирования обучающихся - инвалидов с нарушением слуха в фойе учебного корпуса со стороны центрального входа размещено световое табло (система оповещения).
Со стороны театральной площади КТЦ «Феникс» оборудован пандус для въезда в фойе 1 этажа, с шероховатой бетонной поверхностью, ступени, перепады и поручни обозначены контрастным цветом. Входы в здание института обеспечены тактильными информационными средствами.
На 1 этаже учебного корпуса, где оборудованы аудитории для занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ, предусмотрены специально оборудованные универсальные кабины в туалетных комнатах с размерами в соответствии с требованиями, установлены откидные опорные поручни к унитазам, установлены рукомойники на пьедестале и опорных штангах. На входных дверях в туалетные комнаты и кабинки размещены информационные обозначение – «вход», «выход», «туалет», информационная табличка помещения - мнемосхема (выполнена рельефно - графическим способом). Для слабовидящих при входе в туалетные комнаты на полу нанесены разметки желтого цвета.
Учебный процесс организован на базе аудиторного фонда, имеющего следующую структуру:
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Медицинский кабинет | Медицинский кабинет | Россия, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, б. К.Маркса д.10 | 2 | 2 | 36 | 36 |
В целях обеспечения образовательных программ учебно-методической документацией и материалами в соответствии с требованиями ФГОС ВО в институте функционирует электронная информационно-образовательная среда на базе системы управления обучением Moodle (https://cdo3.vsgaki.ru/).
Для контроля курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных работ на наличие заимствований применяется система «Антиплагиат.ВУЗ» (https://vsgaki.antiplagiat.ru/).
Активно в учебном процессе используются электронные ресурсы Единого портала интернет-тестирования (https://i-exam.ru/), Федерального интернет-экзамена (ФЭПО) (https://fepo.i-exam.ru/), внешние электронные библиотечные системы и образовательные ресурсы.
Информация о последних событиях Института представлена в социальных сетях:
https://ok.ru/group/61608262434883
https://zen.yandex.ru/id/61e61868d94ce9561848d005
Обучающиеся в Институте лица с ограниченными возможностями здоровья по зрению обеспечены образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (документами в специальных форматах): аудиоматериалами; изданиями из электронной библиотеки ВСГИК (CD); электронными учебниками и учебными пособиями для лиц с особыми потребностями из коллекций ЭБС; документами из библиотеки говорящих книг av3715.ru («Библиотека Михайлова»).
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов разработана адаптированная версия сайта института для слабовидящих.
Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к электронным версиям учебно-методических материалов и учебной литературе по каждой дисциплине учебного плана (в электронной информационно-образовательной среде института и электронно- библиотечных системах), которые можно просмотреть в режиме увеличенного шрифта на экране монитора с использованием программных средств Windows.
Дополнительные интернет ресурсы:
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Научная библиотека | Научная библиотека | Россия, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Терешковой д.1 | 100 | 9 | 1346,5 | 156,6 |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Столовая | Столовая | Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ ул. Терешковой д.1 |
Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ |
210 | 210 | 632,00 | 632,00 |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Спортивный зал | Спортивный зал | Россия, Республика Бурятия,г Улан-Удэ ул.Терешковой д,1 | 0 | 0 | 396,00 | 0 |
Наименование показателя | Общежитий | Интернатов |
---|---|---|
Количество
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
2 1 |
Нет Нет |
Общая площадь (кв.м.) | 10593.0 | 0.0 |
Жилая площадь (кв.м.) | 4861.8 | 0.0 |
Количество жилых помещений:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
280 5 |
Нет Нет |
Количество мест:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
752 15 |
Нет Нет |
Обеспеченность 100% мягкими и жестким инвентарем по установленным стандартным нормам | да | нет |
Наличие питания (включая буфеты, столовые) | нет | нет |