Весь сайт
Chinese
English
Mongolian
Для слабовидящих

Кафедра библиотечно-информационных ресурсов

Галина Алексеевна Шаньгинова
Галина Алексеевна Шаньгинова

заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент.

Контактная информация:

670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, ФГБОУ ВО ВСГИК, ауд. 111 (кафедра библиотечно-информационных ресурсов)


Телефон кафедры: (3012) 23-50-61

Телефон деканата Гуманитарно-информационного факультета:

Телефон (3012) 23-50-61

111 ауд.

email: kafedrabir@yandex.ru


Общая информация о кафедре

Кафедра реализует основные образовательные программы по следующим направлениям подготовки:

Уровень высшего образования: бакалавриат

51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность»

  • Профиль подготовки: «Информационно-аналитическая деятельность» (форма обучения: очная)
  • Профиль подготовки: Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации (форма обучения: заочная)

Уровень высшего образования: магистратура

51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность»

  • Программа академической магистратуры: «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности» (форма обучения: очная , заочная)

Общая характеристика направлений подготовки

51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность»

  • Уровень высшего образования: бакалавриат
  • Профиль подготовки: «Информационно-аналитическая деятельность»
  • Форма обучения: очная

Объекты профессиональной деятельности выпускников:

  • библиотечно-информационная деятельность по удовлетворению потребностей общества в информационных ресурсах;
  • формирование и организация документных ресурсов;
  • оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем;
  • использование современных информационно-коммуникационных технологий библиотечно-информационной деятельности;
  • применение психолого-педагогических методик, содействующих духовно-нравственному развитию личности и формированию информационной культуры.

Сферы будущего трудоустройства выпускников:

  • информационные службы и информационно­-аналити­чес­­кие отделы при:
  • органах управления;
  • правоохранительных органах;

· экономических, банковских, налого­вых учреждениях;

  • учебных заведениях;
  • общественных организациях;
  • ассоциациях и объединениях;

· предприятиях различной организа­ционно-правовой формы;

  • референтура при структурах госу­дарственной власти;
  • библиотеки и информационные центры.

51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность»

  • Уровень высшего образования: бакалавриат
  • Профиль подготовки: Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации
  • Форма обучения: заочная

· Сфера профессиональной деятельности: библиотеки всех типов и видов, редакционно-издательские и книготорговые организации, органы научно-технической информации, учебные заведения, архивы, музеи и другие учреждения.

51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность»

  • Уровень высшего образования: магистратура

· Программа академической магистратуры - «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности»

· Форма обучения: очная, заочная

Степень магистр является второй ступенью высшего профессионального образования и способствует углублению и расширению знаний, полученных в ходе обучения бакалавров.

Объекты профессиональной деятельности выпускников:

  • системный анализ библиотечно-информационной деятельности, направленный на изучение организации, развития и совершенствования современных библиотечно-информационных систем, применение информационно-коммуникационных технологий с учетом особенностей данной профессиональной области;
  • социально-экономическое обоснование библиотечно-информационной деятельности;
  • проектирование библиотечной инновационной деятельности в социально-коммуникативной сфере;
  • организация подготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров.

Направление подготовки: 09.03.03 «Прикладная информатика»

Квалификация (степень): «Бакалавр».
Профиль: «Информационный дизайн».
Формы и сроки обучения: очная – 4 года, заочная – 5 лет, заочная ускоренная – 3,5 года.

Профиль «Информационный дизайн» направлен на получение современного комплексного образования в области информационных технологий, компьютерной графики, трехмерной визуализации и анимации, Web-технологий и дизайна, и мультимедиа.

Данная программа дает возможность овладеть на профессиональном уровне знаниями, которые позволят работать в двух областях: дизайнер и специалист по информационным технологиям.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика», должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

Проектная деятельность:

  • проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки: сбор детальной информации для формализации требований пользователей заказчика, интервьюирование ключевых сотрудников заказчика;
  • формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов, формализация предметной области проекта;
  • моделирование прикладных и информационных процессов, описание реализации информационного обеспечения прикладных задач;
  • составление технико-экономического обоснования проектных решений и технического задания на разработку информационной системы;
  • проектирование информационных систем в соответствии со спецификой профиля подготовки по видам обеспечения (программное, информационное, организационное, техническое);
  • программирование приложений, создание прототипа информационной системы, документирование проектов информационной системы на стадиях жизненного цикла, использование функциональных и технологических стандартов;
  • участие в проведении переговоров с заказчиком и выявление его информационных потребностей;
  • сбор детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика;
  • проведение работ по описанию информационного обеспечения и реализации бизнес-процессов предприятия заказчика;
  • участие в техническом и рабочем проектировании компонентов информационных систем в соответствии со спецификой профиля подготовки;
  • программирование в ходе разработки информационной системы;
  • документирование компонентов информационной системы на стадиях жизненного цикла;

Производственно-технологическая деятельность:

  • проведение работ по инсталляции программного обеспечения информационных систем (далее - ИС) и загрузке баз данных;
  • настройка параметров ИС и тестирование результатов настройки;
  • ведение технической документации;
  • тестирование компонентов ИС по заданным сценариям;
  • участие в экспертном тестировании ИС на этапе опытной эксплуатации;
  • начальное обучение и консультирование пользователей по вопросам эксплуатации информационных систем;
  • осуществление технического сопровождения информационных систем в процессе ее эксплуатации; информационное обеспечение прикладных процессов;

Аналитическая деятельность:

  • анализ и выбор проектных решений по созданию и модификации информационных систем;
  • анализ и выбор программно-технологических платформ и сервисов информационной системы;
  • анализ результатов тестирования информационной системы;
  • оценка затрат и рисков проектных решений, эффективности информационной системы;

Научно-исследовательская деятельность:

  • применение системного подхода к информатизации и автоматизации решения прикладных задач, к построению информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологий и математических методов;
  • подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной информатики.

Перечень изучаемых дисциплин:

  • Математика;
  • Информатика и программирование;
  • Основы кибернетики;
  • Программная инженерия;
  • Вычислительные системы, сети и телекоммуникации;
  • Базы данных;
  • Высокоуровневые методы информатики и программирования;
  • Информационные системы и технологии;
  • Проектирование информационных систем;
  • Информационная безопасность;
  • Компьютерная графика;
  • Системы автоматизированного проектирования и черчения
  • Технология трехмерного моделирования и анимации;
  • Web-программирование;
  • Сетевые технологии;
  • Цифровая фото-видеофиксация
  • Программирование на языке Java
  • Алгоритмизация обработки данных и т.д.

Область профессиональной деятельности выпускников:

  • Системный анализ прикладной области, формализация решения прикладных задач и процессов информационных систем;
  • Разработка проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание информационных систем в прикладных областях;
  • Выполнение работ по созданию, модификации, внедрению и сопровождению информационных систем и управление этими работами;
  • Программирование и администрирование сетей;
  • Web-программирование, Дизайн программных интерфейсов;
  • Компьютерная графика и анимация, 3D моделирование;
  • Индустрия компьютерных игр и др.
В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры:
  1. Пшеничникова Раиса Ивановна– профессор, академик МАН ВШ, DDG, советник при ректорате
  2. Арбатская Ольга Александровна, к.п.н., доцент
  3. Батуева Эвелина Батуевна, к.п.н., доцент
  4. Езова Светлана Андреевна – к.п.н., профессор, засл. работник культуры РБ, академик МАИ, ветеран труда
  5. Кучмурукова Екатерина Александровна – к.и.н., доцент
  6. Манжуева Оксана Михайловна, д.ф.н., доцент
  7. Миронова Людмила Валериевна, доцент
  8. Одорова Татьяна Леонтьевна – к.и.н., доцент
  9. Ринчинова Юлия Сергеевна – к.соц.н., доцент
  10. Убонов Алексей Валерьевич, к.т.н., доцент
  11. Урбаханов Александр Валерьевич, к.ф.-м.н., доцент
  12. Федотов Виталий Викторович, ст. преподаватель
  13. Фокичева Ирина Александровна – ст. преподаватель
  14. Цыренжапов Нима Булатович, к.ф-м.н., доцент
  15. Шаньгинова Галина Алексеевна – к.п.н., доцент

Для реализации программы профессиональной переподготовки «Библиотековедение и библиографоведение», организованной для сотрудников библиотек региона, имеющих высшее непрофильное образование привлекается: Олзоева Галина Кирилловна - к.п.н., доцент, засл. работник науки РБ.

История и современность кафедры

Кафедра библиотечно-информационных ресурсов имеет богатый опыт в подготовке кадров для информационно-аналитических служб, информационных центров и библиотек. История кафедры началась в 1960-м году с создания третьего в Российской Федерации библиотечного института. Кафедра библиотечно-информационных ресурсов воплотила в себе лучшие традиции московской и ленинградской научных школ, послужившие фундаментом для подготовки своих научных кадров.

За 58 лет функционирования подготовлено около 20000 библиотечных специалистов, которые работают не только в Восточной Сибири: Республиках Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Иркутской области, Забайкальском крае, Агинском и Усть-Ордынском национальном округе, но и в дальнем зарубежье - Монголии и Лаосе. Научно-педагогический коллектив кафедры по праву гордится своими выпускниками. Многие из них стали кандидатами, докторами наук, доцентами, профессорами, которые работают преподавателями в вузах культуры Сибири и Дальнего Востока и странах СНГ, возглавляют крупные библиотеки субъектов Российской Федерации.

Профессиональную подготовку студентов осуществляет высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив. Кафедра постоянно совершенствует деятельность по подготовке специалистов в области библиотечно-информационной деятельности и дополнительному профессиональному образованию в сфере научных исследований и современных технологий. Активно внедряются в учебный процесс инновационные технологии: деловые игры, метод кейсов, социометрические исследования, проблемные семинары, проводятся мастер-классы, способствующие повышению уровня подготовки специалистов.

В 2018-2019 уч.г. состоялось объединение кафедры библиотечно-информационных ресурсов и кафедры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В 1995 г. была создана Кафедра автоматизированных информационных систем. В разные годы ее возглавляли к.ф.-м.н. Т.Г. Дармаев, ст. преподаватель А.А. Урбаханов. С 2001 г. возглавила кафедру к.п.н., доцент Э.Б. Батуева. Под ее руководством произошли кардинальные изменения в реализации современного подхода по подготовке специалистов для социально-культурной сферы.

Кафедра осуществляла подготовку по специальности 071900 «Информационные системы в СКС». Реформы в социально-экономической жизни, образовании, концепция информатизации общества определили потребность в новых кадрах, способных внедрять новые информационные технологии (НИТ) во все сферы человеческой деятельности. Этими факторами продиктовано открытие новой специальности 080801 «Прикладная информатика в СКС» (2000 г.) специализации «Информационные системы в бизнес-реинжиниринге», «Мультимедийные технологии и Web-дизайн».

Ситуация на информационном рынке потребовала в 2004 г. изменения направления работы кафедры, это послужило переименованию кафедры АИС на кафедру информационно-коммуникационных технологий, с целью подготовки квалифицированного информатика в социально-культурной сфере.

Основная задача заключается в подготовке специалистов:

  • способных анализировать и структурировать прикладные задачи в той или иной области применения современных информационных технологий;
  • способных к активной деятельности как в области создания прикладных программно-информационных комплексов, так и в области эксплуатации прикладных задач и информационных систем предприятий/организаций, для информатизации различных сфер человеческой деятельности.

В связи с переходом на уровневую систему ВО, осуществлен переход на федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования подготовки бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика», профиль «Информационный дизайн».

Научно-исследовательская работа БИР

В 2016 г. преподаватели и студенты кафедры приняли активное участие в организации Всероссийской культурно-познавательной акции «Большой этнографический диктант», для желающих проверить свои знания в области культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Российскую Федерацию.

В июне 2017 г. педагогами кафедры библиотечно-информационных ресурсов совместно с МАУ «Централизованная библиотечная система» г. Улан-Удэ был организован и проведен круглый стол «Библиотека в культурном пространстве города». На мероприятии были обсуждены вопросы организации современного библиотечного пространства, культуры чтения горожан и профессионализации библиотечных кадров.

В рамках реализации гранта в июне 2017 г. была организована и проведена международная научно-практическая конференция «Организация инклюзивного пространства: состояние и перспективы. Конференция выступила важной площадкой для обсуждения актуальных вопросов инклюзивного образования, таких как: нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в учебных заведениях, организация психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, создание безбарьерной среды, практический опыт регионов России и зарубежья.

В ноябре 2017 г. преподаватели кафедры библиотечно-информационных ресурсов приняли участие в работе Всероссийского научно-практическом семинара, проведённого в форме вебинара на тему «Медиаобразование в библиотечной сфере». Его проведение было приурочено к объявленной ЮНЕСКО 25 октября – 1 ноября Всемирной недели медийно-информационной грамотности.

Проект кафедры библиотечно-информационных ресурсов «Самореализация молодёжи в публицистическом творчестве как основа психологической профилактики здоровья» стал победителем IV Общероссийского конкурса «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ», организованного Союзом специалистов в сфере охраны психического здоровья (май 2018 г.).

Преподаватели и студенты активно участвуют в научно-практических конференциях вузовского, межвузовского, республиканского уровня, а также на международном уровне по различным аспектам экономики, информационных технологий. Также студенты принимают активное участие в межвузовских, всероссийских олимпиадах по информатике, математике, экономике, маркетингу, менеджменту и другим общегуманитарным дисциплинам и занимают призовые места.

Профессиональный потенциал коллектива позволяет заниматься формированием электронных коллекций, разработкой и внедрением новых информационных технологий в сферу образования, социально-культурную сферу и в производство.

Тематика научных исследований разнообразна: «Описание и классификация информационных ресурсов», «Разработка системы показателей изменения эффективности использования Интернет-ресурсов», «Semantic Web», «Разработка информационной системы интеграции мультимедийных ресурсов об объектах природного и культурного наследия Бурятии и Монголии» и др.

В помощь учебному процессу, организации НИР, НИРС и СРС работает студенческая производственно-прикладная лаборатория «Практик». Ряд программных продуктов, созданных участниками лаборатории, представляют профессиональный интерес для организации учебного процесса, обучения и переподготовки кадров, рекомендованы и приняты в качестве информационных продуктов.

Дополнительные услуги кафедры БИР

С 2016 года кафедра совместно с практиками – Национальной библиотекой РБ и Иркутской областной государственной универсальной научной библиотекой им. И.И. Молчанова-Сибирского организует курсы профессиональной переподготовки сотрудников этих регионов по программе «Библиотековедение и библиографоведение», имеющих высшее непрофильное образование. Слушателями данной программы переподготовки выступили молодые библиотекари из городов Иркутск, Усть-Илимск, Ангарск, Улан-Удэ, районов Республики Бурятия и Иркутской области.

В 2017 года курсы переподготовки были реализованы на базе Тувинского филиала ФГБОУ ВО ВСГИК. По окончании периода обучения, рассчитанного на 500 часов, выдается диплом государственного образца.

Начиная с 2018 г. к курсам профессиональной переподготовки библиотечных специалистов присоединилась МБУК «Централизованная библиотечная система г. Черемхово» Иркутской области.

Социальное партнерство

С декабря 2016 г. по январь 2017 г. кафедра Библиотечно-информационных ресурсов провела акцию, призванную помочь сельским библиотекам восполнить дефицит книг и сохранить культуру чтения на селе. Данная акция была инициирована Общественной палатой РФ. Пункты сбора книг были открыты в разных уголках страны. В г. Улан-Удэ таким пунктом стала кафедра библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры».

Студенческая жизнь

На кафедре БИР сформировалась система организации работы студенческого научного общества. Все педагоги оказывают методическую поддержку, руководя темами курсовых и дипломных работ студентов. Многие из них отмечены грамотами, дипломами разного уровня.

Ежегодно кафедрой проводится студенческая научно-практическая конференция, на которой звучат доклады не только старшекурсников (для которых участие в конференции приравнивается к предзащите дипломных работ), но и предоставляется право выступить студентам младших курсов. Интересен опыт организации самостоятельных секций для обучающихся по заочной форме. По итогам выполненных работ практикуется издание совместных c руководителями и персональных публикаций студентов.

Поскольку направление подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» относится к разделу гуманитарных дисциплин, большое значение педагогами уделяется формированию навыка ораторского искусства студентов. С этой целью в рамках всех дисциплин организуются научные семинары-диспуты, профессиональные конкурсы. На занятиях по курсу «Фандрейзинг в библиотеке» студенты разрабатывают проекты для участия в конкурсах. Студенты организуют выставки-продажи творческих поделок, учатся писать бизнес-планы. Огромный интерес у жюри факультета вызвали проекты студентов 2-4 курсов В. Васюковой и С. Юрьевой.

Одним из важных направлений НИРС кафедра считает знакомство с деятельностью лучших библиотек города и республики, таким образом, студенты получают наглядное представление о работе современной информационной организации. Живой неподдельный интерес у обучающихся вызвал городской фото-квест «Игра в классику», где студенты заняли II место.

В 2015 г. преподаватели совместно со студентами посетили Прибайкальскую межпоселенческую центральную библиотеку. Студенческие выступления были выполнены в рамках научной темы кафедры «Книжная культура Бурятии». Прозвучали доклады на различные темы: Васюковой В. «Мистический туризм: документальная обеспеченность темы» (научный руководитель: к.соц.н., доцент Ринчинова Ю.С.), Пискуновой О. «Песни семейских: библиографический обзор» (научный руководитель: к.п.н., доцент Олзоева Г.К.), Глушковой Т., Бархутовой В. «Книжная культура Бурятии 1917-1930 гг.» (научный руководитель: к.и.н., доцент Одорова Т.Л.). Особое внимание у специалистов вызвали доклады о мистическом туризме и культуре старообрядцев, так как коллектив реализует программу «Библиотека – информационный центр рекреационного туризма». Не менее насыщенны и интересны были поездки в Кабанскую ЦРБ и Селенгинскую детскую модельную библиотеку.

Инновационным направлением является организуемая кафедрой с 2011 года Республиканская олимпиада по информационной культуре. Олимпиада включает вопросы и задания по четырём блокам – «Информатика», «Информационные технологии», «Литература», «Мировая художественная культура». В 2015 г. с успехом прошла V Олимпиада, в которой приняли участие старшеклассники города Улан-Удэ и районов Бурятии.

Ежегодно студенты IV курса направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в рамках изучения дисциплины «Библиотечно-информационное обслуживание» проводят конкурс по информационной грамотности «Информина» на базе ЦГБ им. И.К. Калашникова среди команд 10-х классов СОШ №2 и Лингвистической гимназии №3.

За активную деятельность в вузе и общественную работу студенты награждаются грамотами, благодарственными письмами от Министерства образования и науки Республики Бурятия, получают премии Президента РФ (А. Ларионов), мэра г. Улан-Удэ (Н. Сергеева, А. Ойдуп). Так, студентка Л. Филиппова является президентом молодежной общественной организации «Молодежь Баргузинской долины», одним из организаторов «Бурятской школы актива» для лидеров общественных организаций и новичков, входила в номинацию «100 лучших студентов».

Выпускники кафедры последних лет работают в различных сферах, с успехом применяя полученные в институте знания, умения и навыки. В 2016 г. выпускница Филонова (Беломестных) Марина одержала победу в конкурсе на должность пресс-секретаря холдинговой компании «Сибирский цемент» ООО «ТимлюйЦемент», Шангина Елена представляет кафедру в компании «Дубль-ГИС», Иванова Елена – инженер по планированию Улан-Удэнского авиационного завода, Бобкова Ульяна – сотрудник банковской системы. Наши выпускники работают не только в Бурятии, но и за её пределами, Заводнова Татьяна (г. Екатеринбург), является главным специалистом Центра контроля качества Сводного каталога «Open for you» ООО «ЭйВиДиСистем». Многие выпускники успешно реализовали себя по специальности, работая в библиотеках разного уровня.

Васюкова Валерия, Перевозникова Анастасия, Юрьева Сталина в мае 2016 г. в рамках академического обмена студентов вузоввыезжали в г. Челябинск, где выступили участниками второй всероссийской научной студенческой конференции «Библиотечный мир глазами студентов» на базе Челябинского государственного института культуры.

Крылова Кристина неоднократно выступала волонтёром: республиканской благотворительной акции «Подарим радость вместе», организованной для детей из малообеспеченных семей; II Республиканского фестиваля русской культуры «Байкальский хоровод»; участвовала в работе Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов» (июнь, 2017) на Клязьме.

Копылова Кристина в качестве делегата от ФГБОУ ВО ВСГИК принимала участие в работе «Иркутского городского форума молодежи», в проекте «Городская среда»; приняла участие в квест-игре «Стань донором», проведенной Республиканским медицинским центром; квесте на бурятском языке среди студентов вузов и ссузов города.

Бросева Кристина принимает участие во многих профориентационных поездках кафедры, выступая с сообщениями о профессии референта-аналитика информационных ресурсов в МОУ СОШ г. Кяхты и Заиграевского района. Яркий, зажигательный восточный танец нашей студентки привлек внимание в конкурсе «Поехали!», на концертах, посвящённых Дню учителя, Дню открытых дверей.

Таким образом, кафедра Библиотечно-информационных ресурсов создает все условия для получения качественного образования, реализации творческих стремлений. Студенты, активно проявляющие себя в учебе, спорте, науке, премируются грамотами и ценными подарками. Главный итог работы кафедры – гарантия трудоустройства и карьерный рост выпускников.

Республиканская Олимпиада по информационной культуре для школьников

Кафедра Библиотечно-информационных ресурсов, начиная с 2011 года, проводит ежегодную Республиканскую олимпиаду среди старшеклассников по информационной культуре. Одной из целей олимпиады является выявление уровня знаний учащихся по таким предметам, как «Информатика», «Информационные технологии», «Литература», «Мировая художественная культура», «Краеведение».

Олимпиада проводится в несколько этапов с использованием дистанционных образовательных технологий. Многие проекты школьников вызывают большой интерес, насыщены рассуждениями и отражают их интеллектуальный уровень, кругозор, творческие способности.

За несколько лет участие в Олимпиаде приняли свыше двухста старшеклассников из различных муниципальных образовательных учреждений Бурятии: «Онохойская СОШ № 1» Заиграевского района, «Оронгойская СОШ» Иволгинского р-на, «Цагатуйская СОШ» Джидинского р-на, «Нижнеангарская СОШ № 1» Северобайкальского р-на, МБОУ СОШ № 44 г. Улан-Удэ, МБОУ СОШ № 11 г. Северобайкальск, МАОУ Лицей № 27, ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего (общего) образования», МАОУ СОШ № 63 г. Улан-Удэ, МБОУ «Закаменская районная гимназия», МБОУ «Кабанская школа», МБОУ «Гурульбинская СОШ» и другие. Примечательно, что со многими педагогами школ установлены крепкие дружественные связи, что позволяет говорить о преемственности, решении общих проблем.

Победители олимпиады при достижении пороговых значений сдачи ЕГЭ по предметам «Литература», «Русский язык», «Обществознание» гарантированно зачисляются в ФГБОУ ВО ВСГИК на бюджетное место по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» степень бакалавр, профиль «Информационно-аналитическая деятельность». Результативные участники (набравшие наибольшее количество баллов на протяжении всего периода проведения олимпиады) и самые активные участники награждаются дипломами и ценными подарками.

Организация производственной практики для студентов

Все студенты кафедры проходят производственную практику согласно учебному плану. В ходе ее организации учитываются виды профессиональной деятельности выпускников и профиль их подготовки. Помимо библиотек, являющихся основными базами практики для обучающихся, им предоставляется возможность выполнить задания в различных информационно-аналитических службах: Информационно-аналитическом комитете Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия; Комитете по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы и Правительства РБ; Отделе национального образования Республиканского центра мониторинга и информационных технологий Министерства образования и науки РБ; Отделе Военного Комиссариата РБ по Октябрьскому району мобилизации и учета офицеров запаса; Научно-методическом отделе Республиканской детско-юношеской библиотеки; Научно-методическом отделе Национальной библиотеки Республики Бурятия; Научно-методическом отделе Национальной библиотеки Республики Тыва; Отделе Федеральной Миграционной Службы Республики Тыва в Тес-Хемском районе; Комитете по делам молодежи, культуре и спорту МОГП «Каменское» (Кабанский р-н, РБ), рекламном агентстве ООО «Интерьер – студия Арт» (Иркутск), ИП Цыбикова Л.Н. «Полином» и других организациях. Многие студенты после завершения обучения трудоустраиваются в эти учреждения.

Дополнительные услуги кафедры БИР

Кафедра библиотечно-информационных ресурсов совместно с Центром заочного и дополнительного образования проводит курсы повышения квалификации для сотрудников библиотек различных типов и видов. В частности, были реализованы курсы повышения квалификации для сотрудников библиотек по линии Министерства культуры России на базе ВСГАКИ. В курсах приняли участие более 30 библиотекарей из субъектов Российской Федерации (2012 г.).

Преподаватели кафедры активно сотрудничают с Бурятским республиканским институтом образовательной политики в плане организации и проведения курсов повышения квалификации. Так, в рамках курсов повышения квалификации «Интеграция работы школьной библиотеки в инновационные процессы школы» были проведены разнообразные мастер-классы для сотрудников школьных библиотек. Педагоги приняли участие в составлении банка тестовых заданий по библиотечно-информационной деятельности для проведения аттестации школьных библиотекарей (получен сертификат соответствия, Новосибирск, 2012 г.).

В целях повышения профессиональной компетенции библиотечных специалистов кафедрой БИР была реализована программа повышения квалификации «Пространственная модернизация современной библиотеки», руководителем которых выступила кандидат педагогических наук, профессор, академик МАИ С.А. Езова.

Кафедра библиотечно-информационных ресурсов, расширяя границы социального партнёрства, развивает совместные научные и образовательные проекты с Монголией. Так, в рамках курсов повышения квалификации приняли участие преподаватели кафедры библиотековедения института культуры МонГУКИ, директора и сотрудники Национальной библиотеки и Центральной городской библиотеки, вузовских, детских и районных библиотек. В рамках данных курсов состоялись ознакомительные экскурсии по республиканским и городским библиотекам. Слушатели посетили Национальную библиотеку Республики Бурятия, Центральную городскую библиотеку и научную библиотеку ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный технологический университет». Насыщенный учебный план, тематика основных разделов курсов вызвали заинтересованность представителей монгольской стороны. Каждое занятие превращалось в живую дискуссию и обмен мнениями о проблемах библиотечно-информационной деятельности. Совместное обсуждение актуальных вопросов функционирования современной библиотеки в обществе, организации библиотечной среды, изучения информационных потребностей пользователей с помощью различных методов научного исследования, инновационно-методическая работа и другие направления дали слушателям углубленную информацию профессионального характера.

Кафедра библиотечно-информационных ресурсов