Воспитательная работа во ВСГИК
Редько Татьяна Леонидовна
проректор по учебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО ВСГИК, кандидат экономических наук, доцент.
Координацию воспитательной деятельности между всеми уровнями в институте осуществляет проректор по учебной и воспитательной работе - Редько Татьяна Леонидовна, доцент, к.э.н.
Содержание процесса воспитания в институте нацелено на создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития студенческой молодежи, формирование профессиональных и общекультурных компетенций, таких базовых социально-личностных качеств выпускников вуза, как духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, способность к творческому самовыражению, приверженность к здоровому образу жизни и культурным ценностям.
Основные задачи воспитательной работы :
- создание комфортных социально-психологических условий и социокультурной воспитывающей среды, способствующей формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся;
- оказание студентам помощи в самовоспитании, самореализации, освоении широкого социального и профессионального опыта;
- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- формирование корпоративной культуры вуза, определяющей систему ценностных ориентаций студентов, сотрудников и преподавателей института; укрепление и развитие лучших вузовских традиций;
- формирование патриотического сознания и активной гражданской позиции студенческой молодежи института;
- повышение общего культурного уровня и эстетического вкуса студенчества, культуры поведения, речи и общения;
- совершенствование всей системы работы по адаптации студентов-первокурсников к вузовской жизни;
- создание условий для непрерывного развития творческих способностей студентов и организации их позитивного досуга, приобщения к основам отечественной культуры, художественной самодеятельности, вовлечение обучающихся в творческие коллективы института;
- развитие студенческих клубов и объединений, направленных на профессиональное и личностное развитие обучающихся;
- формирование у выпускников вуза мотивации и навыков здорового образа жизни, вовлечение студентов в спортивные кружки и секции;
- проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению наркомании, табакокурения, потребления алкоголя, любых проявлений национализма и экстремизма в студенческой среде;
- развитие и совершенствование деятельности органов студенческого самоуправления института, волонтерского, правоохранительного, экологического и стройотрядовского движения;
- привлечение к организации вне учебной, социально-значимой деятельности широкого круга студентов вуза, обучение студенческого актива основам управленческой деятельности, формирование лидерских качеств выпускников вуза;
- создание в вузе условий для развития студенческих инициатив и реализации различных студенческих проектов;
- постоянный поиск эффективных форм воспитательной и культурно-досуговой деятельности, совершенствования работы кураторов студенческих академических групп;
- обеспечение социальной защиты и психологической поддержки студентов вуза;
- совершенствование воспитательной и социальной деятельности в студенческом городке института;
- организация межвузовского и межведомственного взаимодействия в сфере воспитательной и социокультурной деятельности.
Воспитательный процесс строится на нескольких уровнях и имеет следующую структуру:
- Институтский уровень – проректор по учебной и воспитательной работе, институт кураторства ВСГИК;
- Уровень факультета – деканат, старшие кураторы;
- Кафедральный уровень – заведующий кафедрой, кураторы направлений подготовки.
Основные функции управления воспитательным процессом в рамках института принадлежат Институту кураторов ВСГИК. Председателем Института кураторов является Фалилеева О.Ю., к.т.н., доцент.
Сергеева Елена Борисовна, председатель института кураторства ВСГИК
Институт кураторства
Целями деятельности института кураторства являются:
- придание системного характера воспитательному процессу в вузе;
- обеспечение координации воспитательной работы между ректоратом, факультетами, и кафедрами;
- обеспечение условий формирования общекультурных, коммуникативных, лидерских и проектировочных компетенций, корпоративной культуры выпускника, средствами инфокоммуникационных, воспитательно-образовательных технологий.
Воспитательная система ФГБОУ ВО ВСГИК включает в себя деятельность института кураторства, представляющую собой совокупность различных видов деятельности, форм методов и средств организации позволяющих реализовать разностороннее воспитание обучающихся. Данная работа строится в соответствии с основной целью высшей школы в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», где отмечается, что «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии углубление и расширение образования, научно-педагогической квалификации» (ст.69. гл.8).
Вопросы реализации профессионально – воспитательных ценностей во внеучебной деятельности качественно меняют и расширяют профессиональные функции преподавателя вуза. Модернизация образования, проходящая в стране, требует существенно повысить эффективность и качество воспитательной работы с обучающимися как приоритета высшего образования. В этих условиях очевидной становиться роль воспитания как обусловленного объективно-субъективного процесса совершенствования человека и общества в целом.
Современное студенчество является особой социальной категорией, объединенной общей деятельностью, связями и отношениями, мотивами, интересами и потребностями, соответственно от института кураторства требуется качественно новое осмысление вопросов воспитания обучающихся, создание условий для успешного развития, саморазвития и эффективной самореализации студенческой молодежи. В связи с этим система воспитания во ВСГИК рассматривается как качественный показатель образовательной деятельности направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, норм поведения в интересах семьи, общества и государства. Соответственно деятельность института кураторства можно рассматривать как индивидуальное педагогическое влияние на личность студента, направленное на оказание помощи в решении его личностных проблем, связанных с учебой, деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением. Для успешной деятельности институт кураторства ориентируется на целевые и концептуальные позиции вуза.
В области качества воспитательной деятельности необходимо решить следующие задачи:
- организовать творческо-развивающее, информационно-коммуникативное воспитательное пространство позитивной самореализации студентов, стимулирующее освоение конкретных техник и методик внеучебной продуктивной деятельности;
- способствовать активной деятельности студенческого самоуправления, развитию студенческой инициативы и мобильности, обеспечивающей формирование социально активной личности выпускника повышать качество воспитательной деятельности посредством интеграции теории и практики,
- применение инновационных воспитательно-образовательных, инфокоммуникационных технологий, повышения педагогического мастерства кураторов института;
- развитие учебно-методического и материально-технического обеспечения воспитательного процесса в вузе.
Институт кураторства предполагает на первых курсах адапта¬цию студента в вузе, затем помощь в творческом, научном и общественном самоопределении и развитии профессио¬нальных коммуникативных компетенций, лидерских и организаторских качеств, равно¬правное партнерство и активную само актуализацию личности в стенах вуза. Кураторство – одна из профессиональных функций преподавателя вуза, связанная с его личностно-профессиональной позицией, что требует серьезного акцента на мировоззренческую и технологическую деятельности, от которых зависит развитие у обучающихся социально – значимых качеств.
Структура института кураторства ФГБОУ ВО ВСГИК
- Председатель института кураторов – Сергеева Елена Борисовна, cтарший преподаватель кафедры Социально-культурной деятельности, старший куратор факультета СКАДНиТ
- Гуманитарно-информационный факультет - Фокичева Ирина Александровна, старший куратор
- Факультет музыкального и хореографического искусства - Рубанова Ольга Анатольевна, старший куратор
- Факультет искусств - Гудзь Ирина Васильевна, старший куратор
- Факультет социально-культурной деятельности, наследия и туризма - Сергеева Елена Борисовна, старший куратор
- Воспитательная работа во ВСГИК
- Совет студенческого самоуправления
- Ассоциация студенческих общественных организаций ВСГИК «Байкальские кедры»
- Волонтерский центр "Горячее сердце"
- Центр студенческих инициатив
- Профсоюзная организация студентов
- Байкальская летняя школа
- Стройотрядовское движение во ВСГИК
- Охрана здоровья обучающихся
- Нормативные документы