Весь сайт
Chinese
English
Mongolian
Сохраняя традиции, создаём будущее!
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
Для слабовидящих

Кафедра педагогики и психологии

Андреева Лариса Алексеевна
Андреева Лариса Алексеевна 

заведующая кафедрой, кандидат психологических наук, доцент

Контактная информация:

670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, ФГБОУ ВО ВСГИК, ауд. 156 (кафедра педагогики и психологии)

Контактные телефоны:

8-914-633-73-53 (Андреева Лариса Алексеевна)

Эл.почта:lar.an@mail.ru

Общая информация о кафедре

Актуальность кафедры педагогики и психологии как структурного подразделения Института определяется спецификой профессиональной деятельности выпускников, в которой органически сочетаются специальная и психолого-педагогическая стороны. Психолого-педагогическая подготовка студентов Института сегодня представляет собой целостный процесс, направленный на формирование у выпускников общепедагогических компетенций, развитие педагогического мышления и творческого подхода к педагогической деятельности. В связи с изменениями в системе педагогического образования основное направление в модернизации психолого-педагогической подготовки является формирование модели выпускника на основе компетентностного подхода. В соответствии с новой образовательной стратегией и запросами общества кафедра ищет новые подходы к подготовке конкурентоспособных специалистов для сферы культуры и искусства в условиях современных рыночных отношений.

Направления деятельности:

Кафедра организует учебный процесс по психолого-педагогическим учебным дисциплинам; обеспечивает руководство курсовыми и выпускными квалификационными  работами, учебной и производственной практикой; организует самостоятельную работу студентов; обеспечивает психолого-педагогические дисциплины для магистрантов и аспирантов, обучающихся по всем открытым в вузе направлениям подготовки; принимает участие в реализации программ дополнительного профессионального образования Центра заочного и дополнительного образования.

На кафедре осуществляется разработка учебно-методической документации по закрепленным за кафедрой учебным дисциплинам; разрабатываются и внедряются новые формы и технологии обучения студентов.

Кафедра ведет научные исследования по психолого-педагогическим темам в соответствии с профилями подготовки студентов ВСГИК. Итогом прикладных научных исследований является разработка и внедрение в учебный процесс спецкурсов, оптимизирующих подготовку специалистов; результаты исследований представляются на научных и научно-практических конференциях. Ежегодно публикуются научные статьи. К научной деятельности кафедры привлекаются студенты, лучшие работы которых публикуются в сборнике научных статей ВСГИК.

Воспитательная работа осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса и во внеучебное время.  При кафедре создан и активно действует студенческий волонтерский педагогической отряд «Горячее сердце», призер IX Герценовского Молодежного форума «Моя инициатива в образовании» - г. Санкт-Петербург (2014)., руководитель преподаватель Е.И.Покацкая.

Важным направлением кафедры является повышение педагогической культуры преподавателей Института через курсы повышения квалификации преподавателей, семинары по проблемам педагогики и психологии высшей школы, в рамках которых рассматриваются проблемы модернизации высшего образования и другие актуальные вопросы вузовской методики обучения. С целью психолого-педагогической поддержки студентов Института при кафедре создан Центр психологического сопровождения и арттерапии, призванный помочь в самопознании студентами своих личностных возможностей и развитии ценностных установок. Кафедра актуализирует подготовку социально ориентированной личности, расширяя круг специализаций, востребованных сегодня в любой организации, где осуществляется социальное взаимодействие в системе «человек-человек». С 2017 года кафедра на базе Центра заочного и дополнительного образования реализует дополнительную профессиональную переподготовку по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

  • Андреева Лариса Алексеевна. к.психол.н, доцент – зав. кафедрой
  • Танхасаева Светлана Семеновна, к.п.н., доцент
  • Орешкина Елена Владимировна, к.п.н, старший преподаватель
  • Покацкая Елена Ивановна, преподаватель



В настоящее время кафедра педагогики и психологии осуществляет подготовку по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Квалификация: Бакалавр

Профиль: Психология и социальная педагогика
Форма обучения: заочная
Срок обучения: на заочном отделении – 5 лет

Профессиональная деятельность по данному профилю направлена на:

  • создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка;
  • удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении;
  • формирование гуманных отношений в микросоциуме (семья, воспитательная организация, трудовой коллектив);
  • работу с социальными организациями и социальными институтами, участвующими в социальном воспитании подрастающего поколения.

Выпускники востребованы в таких учреждениях и организациях, как:

  • образовательные учреждения различных типов (СОШ (школа), гимназия, лицей, колледж, школа-интернат, дома инвалидов и детские дома);
  • дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования;
  • специальные профилактические учреждения (детские приемники и распределители, спец.ПТУ и др.);
  • социальные службы (медико-психолого-педагогические, реабилитационные и др.);
  • центры досуга и творчества детей, физкультурно-оздоровительные и валеологические службы, детские и юношеские общественные организации;
  • центры по оказанию психолого-педагогической помощи семье и детям;
  • государственные и общественные организации, ориентированные на задачи социального воспитания детей.

Условия приема: Вступительные экзамены: Русский язык (ЕГЭ); Математика (ЕГЭ); Биология (ЕГЭ)

Контактная информация:

  • 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, ФГБОУ ВО ВСГИК, ауд. 156 (кафедра педагогики и психологии)
  • Телефон деканата (3012) 23-33-26

Контактные телефоны:

  • 8-914-633-73-53 (Андреева Лариса Алексеевна)
  • 8-9021-68-13-56 (Орешкина Елена Владимировна)
Зав. кафедрой педагогики и психологии Андреева Лариса Алексеевна

Андреева Лариса Алексеевна
заведующая кафедрой, кандидат психологических наук, доцент

Телефон: 8-914-633-73-53 (Андреева Лариса Алексеевна), 8-9021-68-13-56 (Орешкина Елена Владимировна)

E-mail: lar.an@mail.ru

Местоположение кафедры: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, ФГБОУ ВО ВСГИК, ауд. 156 (кафедра педагогики и психологии)

Режим работы: Понедельник - четверг: 8:00-17:00. Пятница: 8:00-16:00

Направления подготовки, реализуемые на кафедре

44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): Психология и социальная педагогика, квалификация: бакалавр

Профессиональная деятельность по данному профилю направлена на:

  • создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка;
  • удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении;
  • формирование гуманных отношений в микросоциуме (семья, воспитательная организация, трудовой коллектив);
  • работу с учреждениями социального обслуживания и общественными организациями, социальными институтами, участвующими в социальном воспитании подрастающего поколения.

Выпускники востребованы в таких учреждениях и организациях, как:

  • образовательные учреждения различных типов (СОШ, гимназия, лицей, колледж, СКОШИ);
  • дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования;
  • учреждения социального обслуживания, учреждения закрытого типа и специальные профилактические учреждения (детские приемники-распределители, СРЦН, ЦВСНП МВД, спец.ПТУ и др.);
  • социальные службы (медико-психолого-педагогические, реабилитационные и др.);
  • центры досуга и творчества детей, физкультурно-оздоровительные и валеологические службы, детские и юношеские общественные организации;
  • центры по оказанию психолого-педагогической помощи семье и детям;
  • государственные и общественные организации, ориентированные на задачи социального воспитания детей.

Профессорско-преподавательский состав

  •  Андреева Лариса Алексеевна, к.психол.н, доцент – зав. кафедрой
  • Орешкина Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии
  • Покацкая Елена Ивановна, старший преподаватель, соискатель кафедры педагогической и возрастной психологии ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет

Профессорско-преподавательский состав кафедры

Общие сведения о кафедре

Кафедра педагогики и психологии как самостоятельная структурная единица была открыта в 1974 году. Кафедру возглавил проректор по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент Бартенев Г.А. Впоследствии, эту должность занимали старший преподаватель Старикова А.А.; кандидат педагогических наук, доцент Попова Е.П. С 1978 года по 1986 кафедрой заведовал кандидат педагогических наук, доцент Бальжиев В. Г. – один из первых исследователей бурятской народной педагогики. Написанные им научные труды занимают достойное место в ряду современных этнопедагогических исследований. С 1987 по 2012 год кафедру возглавляла Танхасаева С.С. кандидат педагогических наук, доцент. С 2012 г. по настоящее время кафедрой заведует кандидат психологических наук, доцент – Андреева Л.А.

В настоящее время актуальность кафедры педагогики и психологии как структурного подразделения Института определяется спецификой профессиональной деятельности выпускников, в которой органически сочетаются специальная и психолого-педагогическая стороны. Психолого-педагогическая подготовка студентов Института сегодня представляет собой целостный процесс, направленный на формирование у выпускников общепедагогических компетенций, развитие педагогического мышления и творческого подхода к педагогической деятельности. В связи с изменениями в системе педагогического образования основное направление в модернизации психолого-педагогической подготовки является формирование модели выпускника на основе компетентностного подхода. В соответствии с новой образовательной стратегией и запросами общества кафедра ищет новые подходы к подготовке конкурентоспособных специалистов для сферы культуры и искусства в условиях современных рыночных отношений. 

История развития кафедры педагогики и психологии позволяет утверждать, что сбалансированное присутствие психолого-педагогических дисциплин и оптимизация методов их преподавания в системе профессионального обучения в вузе культуры и искусств – залог подготовки высококлассных конкурентно-способных, компетентных специалистов.


Учебная и учебно-методическая работа

Кафедра осуществляет педагогическую деятельность на всех факультетах Института по основным образовательным программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования в соответствии с рабочими учебными планами. Преподаватели кафедры используют различные формы организации учебного процесса и образовательные технологии в зависимости от назначения и запросов участников образовательных программ: интерактивные лекции, семинарские и групповые занятия, мастер-классы, ролевые игры, проектные технологии, ситуативный анализ (кейс-анализ), студенческие конференции и круглые столы и др.

Залогом успешного освоения студентами кафедры профессиональных компетенций является активное сотрудничество кафедры педагогики и психологии с профильными организациями города и региона через реализацию совместных образовательных, социальных проектов, приобщение студентов к разработке, организации и проведению мероприятий социально-педагогической и психолого-педагогической направленности. Организация учебного процесса имеет практикоориентированный характер, под руководством преподавателей студенты участвуют в разработке и реализации социальных проектов для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ОВЗ, что позволяет студентам сформировать профессиональные компетенции, закрепить приобретенные знания, умения, навыки. В рамках прохождения практик, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ студенты решают профессиональные задачи, в соответствии с видами профессиональной деятельности, закрепленными в стандарте.

НИР и НИРС

Кафедра педагогики и психологии работает по приоритетной теме «Психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса в условиях современной социально-культурной среды», в рамках которой разрабатываются следующие направления:

  • · Психолого-педагогические аспекты  социально-культурной среды вуза
  • · Арт-педагогика в современной образовательной деятельности: методики, технологии, тенденции развития.
  • · Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Итогом прикладных научных исследований является разработка и внедрение в учебный процесс спецкурсов, оптимизирующих подготовку специалистов; результаты исследований представляются на научных и научно-практических конференциях (Москва, Иркутск, Улан-Удэ и др.).

Ежегодно публикуются научные статьи. К научной деятельности кафедры привлекаются студенты, лучшие работы которых публикуются в сборнике научных статей ВСГИК.

Важным направлением кафедры является повышение педагогической культуры преподавателей Института через курсы повышения квалификации, семинары по проблемам педагогики и психологии высшей школы, в рамках которых рассматриваются проблемы модернизации высшего образования и другие актуальные вопросы вузовской методики обучения.

В рамках научно-исследовательской работы кафедра педагогики и психологии успешно взаимодействует с городскими и республиканскими общественными организациями и образовательными учреждениями. В 2019 году кафедра, выступив научным куратором по гранту Президента Российской Федерации  № 19-1-022869 «Создание Ресурсного центра «Аватар» для родителей и специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья», организовала и провела региональную научно-практическую конференцию «Методики коррекции развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями». В работе конференции приняли участие более 100 специалистов: психологи, логопеды, дефектологи, педагоги, работающие в СОШ, ДОУ (в том числе комбинированного вида), СКОШИ, в системе дополнительного образования, развивающих и коррекционных центров, представители РУО, а также родители особых детей (конференция «Методики коррекции развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями»).

Также в 2019 году, в рамках научной темы, кафедра инициировала и провела научно-практический семинар «Арт-педагогика и арт-терапия в современной образовательной деятельности: методики, технологии и тенденции развития». В работе семинара  приняли участие 75 специалистов из 26 организаций г.Улан-Удэ, работающих с детьми. В числе участников педагоги-психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы и  воспитатели ДОУ (семинар «Арт-педагогика и арт-терапия в современной образовательной деятельности: методики, технологии и тенденции развития»).

С 2012 года кафедра ежегодно проводит Республиканскую открытую предметную олимпиаду по психологии для студентов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций и с 2018 года, по инициативе кафедры, дисциплина психология вошла в реестр ежегодных межвузовских предметных олимпиад. Команду составляют студенты непрофильных направлений подготовки, проявившие искренний интерес к дисциплинам психолого-педагогического цикла в процессе обучения. Ежегодно команда ВСГИК занимает призовые места в общекомандном и личном зачетах. По итогам последних лет: I место в личном зачете, II командное место (2018 г., рук. преп. Покацкая Е.И.), I место в командном и личном зачетах (2019 г., рук. к.п.н., ст. преп. Е.В.Орешкина).

Преподаватели кафедры успешно курируют научно-исследовательскую работу студентов очного и заочного отделений различных направлений подготовки. Под руководством преподавателей кафедры студентка факультета искусств Расова Алена стала серебряным призером Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Януша Корчака»; заняли призовые места на Ежегодной научно-практической студенческой конференции, посвященной дню студенческой науки студенты факультетов МиХИ Зеленская Анастасия, ФИС Андриевская Кристина, Расова Алена, СКДНИТ Федоркова Ольга.

Воспитательная работа

Воспитательная работа осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса и во внеучебное время.  При кафедре создан и активно действует студенческий волонтерский педагогической отряд «Горячее сердце», призер IX Герценовского Молодежного форума «Моя инициатива в образовании» – г. Санкт-Петербург (2014)., под руководством Ларкиной Н.В., в настоящее время отрядом руководит к.п.н., доцент кафедры Е.В.Орешкина. Студенты направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» являются членами студенческого педагогического отряда, они планируют и организуют социально-значимые мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также – для студентов и сотрудников ВСГИК. Волонтерская деятельность является эффективной формой воспитательной работы, а также позволяет студентам сформировать необходимые компетенции для их будущей профессиональной деятельности.

Основными направлениями работы педагогического отряда «Горячее сердце» являются:

  1. Помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (организация новогоднего праздника для детей, посещающих ГБУДО «Центр диагностики и консультирования»), развивающие занятия для детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья (ГБОУ «Республиканский центр образования»), психолого-педагогические мероприятия для воспитанников  Республиканского СРЦН и пр.).
  2. Деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции, ЗППП, совместно с ГБУЗ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» (организация акций по профилактике для студентов и сотрудников института, участие в городских и республиканских акциях, организованных специалистами ГБУЗ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД», распространение информации о ВИЧ-инфекции).
  3. Традиционные мероприятия по популяризации психолого-педагогических знаний среди студентов и сотрудников ВСГИК (организация недели диагностики, акции, посвященные Всемирному дню психического здоровья, Дню инвалидов и др.)

Информация по каждому мероприятию публикуется на официальном сайте вуза, а также в социальных сетях ( страница студенческого педагогического отряда «Горячее сердце»).

Кафедра педагогики и психологии участвует в создании комфортной психологической среды для студентов. При кафедре работает Центр арт-терапии и психологического сопровождения, на базе которого студенты и преподавателя получают индивидуальную и групповую поддержку (консультации, диагностика, тренинги). Также Центр реализует работу по заявкам.

Ежегодно кафедра принимает участие в проведении «Байкальской летней школы для одаренных студентов», реализуя программы тренингов личностного роста (ППС кафедры) и «Тропу выживания» (студент направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Матвеев Юрий).


Фото из жизни кафедры