Кафедра педагогики и психологии
- Направления подготовки, реализуемые на кафедре
- Профессорско-преподавательский состав
- Общие сведения о кафедре
- Учебная и учебно-методическая работа
- НИР и НИРС
- Воспитательная работа
- Выпускники
- Фото из жизни кафедры

Андреева Лариса Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент
Телефон: 8-914-633-73-53 (Андреева Лариса Алексеевна), 8-9021-68-13-56 (Орешкина Елена Владимировна)
E-mail: lar.an@mail.ru
Местоположение кафедры: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, ФГБОУ ВО ВСГИК, ауд. 156 (кафедра педагогики и психологии)
Режим работы: Понедельник - четверг: 8:00-17:00. Пятница: 8:00-16:00
Направления подготовки, реализуемые на кафедре
44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): Психология и социальная педагогика, квалификация: бакалавр
Профессиональная деятельность по данной квалификации направлена на:
- создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка;
- удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении;
- формирование гуманных отношений в микросоциуме (семья, воспитательная организация, трудовой коллектив);
- работу с учреждениями социального обслуживания и общественными организациями, социальными институтами, участвующими в социальном воспитании подрастающего поколения.
Выпускники востребованы в таких учреждениях и организациях, как:
- образовательные учреждения различных типов (СОШ, гимназия, лицей, колледж, СКОШИ);
- дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования;
- учреждения социального обслуживания, учреждения закрытого типа и специальные профилактические учреждения (детские приемники-распределители, СРЦН, ЦВСНП МВД, спец.ПТУ и др.);
- социальные службы (медико-психолого-педагогические, реабилитационные и др.);
- центры досуга и творчества детей, физкультурно-оздоровительные и валеологические службы, детские и юношеские общественные организации;
- центры по оказанию психолого-педагогической помощи семье и детям;
- государственные и общественные организации, ориентированные на задачи социального воспитания детей.
Профессорско-преподавательский состав
- Андреева Лариса Алексеевна, к.психол.н, доцент – зав. кафедрой
- Орешкина Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии
- Покацкая Елена Ивановна, старший преподаватель, соискатель кафедры педагогической и возрастной психологии ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет
Общие сведения о кафедре
Кафедра педагогики и психологии как самостоятельная структурная единица была открыта в 1974 году. Кафедру возглавил проректор по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент Бартенев Г.А. Впоследствии, эту должность занимали старший преподаватель Старикова А.А.; кандидат педагогических наук, доцент Попова Е.П. С 1978 года по 1986 кафедрой заведовал кандидат педагогических наук, доцент Бальжиев В. Г. – один из первых исследователей бурятской народной педагогики. Написанные им научные труды занимают достойное место в ряду современных этнопедагогических исследований. С 1987 по 2012 год кафедру возглавляла Танхасаева С.С. кандидат педагогических наук, доцент. С 2012 г. по настоящее время кафедрой заведует кандидат психологических наук, доцент – Андреева Л.А.
В настоящее время актуальность кафедры педагогики и психологии как структурного подразделения Института определяется спецификой профессиональной деятельности выпускников, в которой органически сочетаются специальная и психолого-педагогическая стороны. Психолого-педагогическая подготовка студентов Института сегодня представляет собой целостный процесс, направленный на формирование у выпускников общепедагогических компетенций, развитие педагогического мышления и творческого подхода к педагогической деятельности. В связи с изменениями в системе педагогического образования основное направление в модернизации психолого-педагогической подготовки является формирование модели выпускника на основе компетентностного подхода. В соответствии с новой образовательной стратегией и запросами общества кафедра ищет новые подходы к подготовке конкурентоспособных специалистов для сферы культуры и искусства в условиях современных рыночных отношений.
История развития кафедры педагогики и психологии позволяет утверждать, что сбалансированное присутствие психолого-педагогических дисциплин и оптимизация методов их преподавания в системе профессионального обучения в вузе культуры и искусств – залог подготовки высококлассных конкурентно-способных, компетентных специалистов.
Учебная и учебно-методическая работа
Кафедра осуществляет педагогическую деятельность на всех факультетах Института по основным образовательным программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования в соответствии с рабочими учебными планами. Преподаватели кафедры используют различные формы организации учебного процесса и образовательные технологии в зависимости от назначения и запросов участников образовательных программ: интерактивные лекции, семинарские и групповые занятия, мастер-классы, ролевые игры, проектные технологии, ситуативный анализ (кейс-анализ), студенческие конференции и круглые столы и др.
Залогом успешного освоения студентами кафедры профессиональных компетенций является активное сотрудничество кафедры педагогики и психологии с профильными организациями города и региона через реализацию совместных образовательных, социальных проектов, приобщение студентов к разработке, организации и проведению мероприятий социально-педагогической и психолого-педагогической направленности. Организация учебного процесса имеет практикоориентированный характер, под руководством преподавателей студенты участвуют в разработке и реализации социальных проектов для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ОВЗ, что позволяет студентам сформировать профессиональные компетенции, закрепить приобретенные знания, умения, навыки. В рамках прохождения практик, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ студенты решают профессиональные задачи, в соответствии с видами профессиональной деятельности, закрепленными в стандарте.
НИР и НИРС
Кафедра педагогики и психологии работает по приоритетной теме «Психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса в условиях современной социально-культурной среды», в рамках которой разрабатываются следующие направления:
- Психолого-педагогические аспекты социально-культурной среды вуза
- Арт-педагогика в современной образовательной деятельности: методики, технологии, тенденции развития.
- Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Итогом прикладных научных исследований является разработка и внедрение в учебный процесс спецкурсов, оптимизирующих подготовку специалистов; результаты исследований представляются на научных и научно-практических конференциях (Прага, Кемерово, Оренбург, Томск, Иркутск, Улан-Удэ, и др.).
К научной деятельности кафедры привлекаются студенты, лучшие работы которых публикуются в сборнике научных статей ВСГИК.
Важным направлением кафедры является повышение педагогической культуры преподавателей Института через курсы повышения квалификации, семинары по проблемам педагогики и психологии высшей школы, в рамках которых рассматриваются проблемы модернизации высшего образования и другие актуальные вопросы вузовской методики обучения.
Педагоги кафедры ежегодно повышают квалификацию в ведущих вузах и профильных научно-исследовательских учреждениях России (ФГБОУ ВО ИГУ, ИМАТОН, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет и др.) В рамках научно-исследовательской работы кафедра педагогики и психологии успешно взаимодействует с городскими и республиканскими общественными организациями и образовательными учреждениями. В 2019 году, в рамках научной темы, кафедра инициировала и провела научно-практический семинар «Арт-педагогика и арт-терапия в современной образовательной деятельности: методики, технологии и тенденции развития». В работе семинара приняли участие 75 специалистов из 26 организаций г.Улан-Удэ, работающих с детьми. В числе участников педагоги-психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы и воспитатели ДОУ ( Подробнее ).
Также в 2019 году кафедра, выступив научным куратором по гранту Президента Российской Федерации № 19-1-022869 «Создание Ресурсного центра «Аватар» для родителей и специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья», организовала и провела региональную научно-практическую конференцию «Методики коррекции развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями». В работе конференции приняли участие более 100 специалистов: психологи, логопеды, дефектологи, педагоги, работающие в СОШ, ДОУ (в том числе комбинированного вида), СКОШИ, в системе дополнительного образования, развивающих и коррекционных центров, представители РУО, а также родители особых детей ( Подробнее ) . В декабре 2020 года состоялась Итоговая региональная научно-практическая онлайн-конференция «Организация межведомственного и межсекторного взаимодействия и координации в работе с детьми с особыми потребностями на опыте Республики Бурятия», в рамках которой были подведены итоги реализации гранта. Зав.кафедрой педагогики и психологии Андреева Л.А. провела мастер-класс для специалистов, участников конференции: «Арттехнологии в работе с родителями и детьми с особыми образовательными потребностями» ( Подробнее ).
С 2012 года кафедра ежегодно проводит Республиканскую открытую предметную олимпиаду по психологии для студентов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций и с 2018 года, по инициативе кафедры, дисциплина психология вошла в реестр ежегодных межвузовских предметных олимпиад. Команду составляют студенты непрофильных направлений подготовки, проявившие искренний интерес к дисциплинам психолого-педагогического цикла в процессе обучения. Ежегодно команда ВСГИК занимает призовые места в общекомандном и личном зачетах. По итогам последних лет: I место в личном зачете, II командное место (2018 г., рук. преп. Покацкая Е.И.), I место в командном и личном зачетах (2019 г., рук. к.п.н., ст. преп. Е.В.Орешкина). В 2020-2021 уч.году Институт и кафедра вновь выступили принимающей стороной конференции.
Преподаватели кафедры успешно курируют научно-исследовательскую работу студентов очного и заочного отделений различных направлений подготовки. Под руководством преподавателя кафедры к.п.н., доцента кафедры педагогики и психологии Орешкиной Е.В. студентка факультета искусств Расова Алена стала серебряным призером Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Януша Корчака»; в 2020 г. диплом победителя в секции «Психологические науки» IV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образовании» получила студентка факультета социально-культурной деятельности, наследия и туризма Коренева Наталья, под руководством ст. преподавателя Покацкой Е.И., в 2020 г. научно-исследовательская работа студентки заочного отделения кафедры педагогики и психологии Голышевой Анастасии, под руководством к.психол.н., доцента Андреевой Л.А. была удостоена Диплома 2 степени во Всероссийской открытой олимпиаде научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции». На Ежегодной научно-практической студенческой конференции, посвященной дню студенческой науки, кафедра представляет секцию «Актуальные вопросы педагогики и психологии», в работе которой принимают участие студенты всех факультетов. Так, в 2020г. студенты факультетов МиХИ Зеленская Анастасия, ФИС Андриевская Кристина, Расова Алена, СКДНИТ Федоркова Ольга заняли призовые места.
Воспитательная работа
Воспитательная работа осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса и во внеучебное время. При кафедре создан и активно действует студенческий волонтерский педагогической отряд «Горячее сердце», призер IX Герценовского Молодежного форума «Моя инициатива в образовании» – г. Санкт-Петербург (2014)., под руководством Ларкиной Н.В., в настоящее время отрядом руководит к.п.н., доцент кафедры Е.В.Орешкина. Студенты направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» являются членами студенческого педагогического отряда, они планируют и организуют социально-значимые мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также – для студентов и сотрудников ВСГИК. Волонтерская деятельность является эффективной формой воспитательной работы, а также позволяет студентам сформировать необходимые компетенции для их будущей профессиональной деятельности.
Основными направлениями работы педагогического отряда «Горячее сердце» являются:
- Помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (организация новогоднего праздника для детей, посещающих ГБУДО «Центр диагностики и консультирования»), развивающие занятия для детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья (ГБОУ «Республиканский центр образования»), психолого-педагогические мероприятия для воспитанников Республиканского СРЦН и пр.).
- Деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции, ЗППП, совместно с ГБУЗ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» (организация акций по профилактике для студентов и сотрудников института, участие в городских и республиканских акциях, организованных специалистами ГБУЗ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД», распространение информации о ВИЧ-инфекции).
- Традиционные мероприятия по популяризации психолого-педагогических знаний среди студентов и сотрудников ВСГИК (организация недели диагностики, акции, посвященные Всемирному дню психического здоровья, Дню инвалидов и др.)
Информация по каждому мероприятию публикуется на официальном сайте вуза, а также в социальных сетях (страница студенческого педагогического отряда «Горячее сердце»).
Кафедра педагогики и психологии участвует в создании комфортной психологической среды для студентов. При кафедре работает Центр арт-терапии и психологического сопровождения, на базе которого студенты и преподавателя получают индивидуальную и групповую поддержку (консультации, диагностика, тренинги). Также Центр реализует работу по заявкам.
Ежегодно кафедра принимает участие в проведении «Байкальской летней школы для одаренных студентов», реализуя программы тренингов личностного роста (ППС кафедры) и «Тропу выживания» (выпускник кафедры Матвеев Юрий).
Выпускники
Выпускники кафедры работают в образовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания г. Улан-Удэ и Республики Бурятия педагогами-психологами и социальными педагогами, таких как ГБОУ «Республиканский центр образования» г. Улан-Удэ,
- СКОШИ VIII вида г. Улан-Удэ,
- СКОШИ № 62 III-IV вида г. Улан-Удэ,
- МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ,
- ГБПОУ БРИТ,
- ГАПОУ БРТАТ,
- ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Забайкальского края,
- ГБУСО Заиграевский СРЦН,
- ГБУСО «Закаменский СРЦН»,
- ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный» Баргузинский район,
- ГБУСО «Прибайкальский СРЦН» и др.